Горнолыжные туры
Новогодние туры
О Германии
Контакты
Реклама



Rambler's Top100

Образование в Германии

Дошкольное образование в Германии

Для дошкольного воспитания в Германии существует система детских садов. Эти учреждения не входят в систему государственных учебных заведений и относятся к сфере услуг для детей и молодежи. Большинство детских садов находится на попечении церковных, благотворительных организаций и местных органов власти (муниципалитетов), детские сады также создаются предприятиями и организациями. Воспитатели детских садов стремятся создать благоприятную учебную и социальную среду, способствующую развитию детей и их становлению как будущих ответственных членов общества. Детский сад призван поддержать и дополнить воспитание в семьях и компенсировать возможный дефицит развития для того, чтобы открыть широкий спектр возможностей обучения и индивидуального развития.

Школьное образование в Германии

В 6 лет дети поступают в начальную школу (Grundschule). В начальной школе дети учатся 4 года, в федеральных землях Берлин и Бранденбург – 6 лет. В большинстве федеральных земель в первом и втором классе оценки не ставятся, вместо них педагоги составляют отчет, в котором подробно характеризуют индивидуальное развитие ребенка и указывают на слабости по отдельным предметам. После начальной школы дети переходят в одну из общеобразовательных школ, где начинается первый этап среднего образования.

По завершении начальной ступени около четверти (по данным 1995 года) детей переходят на старшую ступень (Hauptschule). Старшая ступень обеспечивает общеобразовательную школьную подготовку, после которой подростки переходят в профессионально-учебные заведения. Часть занятий проводится в училище (Berufssschule) для подростков в возрасте до 18 лет.

Реальная школа (Realschule) занимает промежуточное место между старшей ступенью общеобразовательной школы и гимназией (Gymnasium), обеспечивая более основательную учебную подготовку учащихся. Как правило, продолжительность обучения в реальной школе составляет 6 лет (с 5 по 10 класс), по окончании школы учащиеся получают промежуточный сертификат – аттестат о неполном среднем образовании, дающем право на продолжение обучения в учебном заведении следующего звена – профессионально-техническом училище (Berufsfachschule) или техникуме (Fachoberschule). В 1996 году примерно 40% всех выпускников получили аттестат о неполном среднем образовании.

Гимназия (Gymnasium), среднее учебное заведение, рассчитанное, как правило, на 9 лет обучения, обеспечивает глубокую и всестороннюю подготовку. В старших классах (с 11 по 13, в четырех федеральных землях с 10 по 12 или с 11 по 12) традиционная предметная система заменяется системой курсов. Обучение завершает экзамен на аттестат зрелости (Abitur) по четырем предметам.

Для поступления в высшее учебное заведение требуется соответствующий аттестат о среднем образовании (Fachhochschulreife).

«Второй альтернативный путь» открывает возможность получения аттестата зрелости позже, уже после вступления в трудовую жизнь. Так, взрослые, занятые трудовой деятельностью в дневное время, могут поступить на курсы вечерней школы или вечерней гимназии для подготовки к сдаче экзамена на аттестат зрелости. Существуют и дневные учебные заведения для взрослых, готовящие к сдаче экзамена на получение аттестата.

Высшее образование в Германии

Основное место в третьей, высшей ступени системы образования отводится университетам и аналогичным высшим учебным заведениям. Прохождение курсов завершается сдачей государственного экзамена (Staatsprufung) на «магистра» или получение диплома; начиная с 1998 года студенты также имеют возможность посещать курсы для получения степени бакалавра или мастера. После этого возможно продолжение обучения для получения степени доктора или второго образования. Отдельные учебные заведения и курсы позволяют получить только степень магистра или докторскую степень. Для преподавания в высших учебных заведениях требуется пройти доцентуру (Habilitation).
Другим все более популярным типом высшей школы является институт (Fachhochschule), предлагающий курсы научно-прикладного характера, ориентированные на практику, особенно в области инженерно-конструкторской деятельности, машиностроения, информационных технологий, управления производством, социальной работы, здравоохранения и медицины. Выпускники эти учебных заведений раньше получали диплом о специальном высшем образовании (диплом Fachhochschule); начиная с 1998 года они также могут продолжить обучение для получения степени бакалавра или мастера. Сегодня почти каждый третий студент поступает именно в институт (Fachhochschule), где продолжительность обучения меньше, чем в университете.